Гальваническое покрытие: чернение, родирование, позолота и оксидирование ювелирных изделий
Украшения сами по себе уже прекрасны. Но чем тоньше работа, чем выше проба драгоценного металла, тем ниже оказываются показатели надежности, износостойкости, долговечности. Конечно, можно просто не надевать такое изделие каждый день. А можно довериться способу, испытанному веками – речь пойдет про гальваническое покрытие.
За сложным названием прячется очень простая суть. Гальваническое покрытие – это метод обработки, позволяющий покрыть один металл тончайшим слоем другого. Посредником выступают растворы электролитов и законы физики. Таким образом удается создавать потрясающие позолоченные изделия, затемнять украшения почти до черноты, защищать их поверхность разными вариантами оксидирования.
Процесс гальванического покрытия
Покрытие очень тонкое, но это не мешает ему кардинально менять внешний вид ювелирного изделия. Например, кольцо с родированием независимо от металла получит платиновый блеск. А серьги с позолотой прослужат гораздо дольше, гарантируя изумительный внешний вид. Открывается целый мир красок, сияния и восторга!
Казалось бы – к чему такие сложности? У многих обывателей то же золочение металла ассоциируется скорее с поддельными драгоценностями. Но в истинном мастерстве такие приемы незаменимы, ведь значительно расширяют спектр возможностей:
- ювелирное покрытие позволяет существенно снизить цену готового изделия,
- гарантирована защита от внешних воздействий,
- создается новый дизайн,
- украшение с меньшей вероятностью вызывает аллергические реакции,
- сложность выполнения обеспечивает высокое качество итогового продукта.
Используется несколько популярных вариантов процедуры. Более того, все чаще это именно оригинальные дизайнерские украшения. Новые цвета, интересные идеи и надежность, которую сможет гарантировать далеко не каждое обычное изделие.
Как создается гальваническое покрытие?
Гальваническое покрытие выполняется в несколько этапов – подготовительных и основных. Причем то, как обрабатывалось украшение ранее, тоже играет важную роль. Недочеты при ювелирном золочении сразу же станут заметными, да и другие способы не обходятся без нюансов.
- Подготовка украшения для покрытия любым образом начинается с полировки.
- Кварцевание придает зеркальный блеск, но требуется лишь в некоторых случаях.
- Обработка с целью обезжиривания проводится тоже не всегда, применяются органические и щелочные средства.
- Далее изделие последовательно промывают под горячей и холодной проточной водой.
- Финальное декапирование придает украшению шероховатость, чтобы покрытие смогло закрепиться на его поверхности. Чаще всего используется растворы соляной или серной кислоты.
А дальше ювелирному изделию предстоит знакомство с ванной. При родировании это стеклянный сосуд, вмещающий литр или два жидкости. Остальные покрытия наносятся в стальных ваннах. Их объем колеблется от литра до 500, гораздо большую роль играет толщина стенок – 3-5 мм. В итоге получается сложный прибор с системой вентиляции, подогрева, карманами для удаления пены.
Иногда обработке подвергают не все украшение целиком, а часть. Например, если золотое кольцо или серьги изготовленны из комбинированнного драгоценного металла. Это обстоятельство определяется положением предмета на особой раме во время выполнения ключевых процедур. Вторым участником предстоящего мероприятия станет пластина из металла, которым нужно покрыть изделия. Они вместе оказываются в смеси кислот и солей. На заводах так одновременно обрабатываются целые партии продукции:
- закрепленные на раме изделия погружают в раствор,
- размещают металлическую пластину,
- подключают к генератору – плюс для рамы, минус для пластины,
- происходит подача постоянного электрического тока,
- ионы металла освобождаются и под притяжением противоположного заряда оседают на поверхности ювелирных украшений,
- для разных способов процедуры – разное время воздействия,
- по окончанию нанесения покрытия изделия повторно полируются.
Итоговый результат отличается зависимо от технологии, использованных реактивов, отдельных особенностей. Главная цель – создать на поверхности украшения защитную пленку из другого вещества.
Виды покрытия на ювелирных украшениях из золота и серебра
Существует четыре основных вида ювелирных покрытий, каждый из которых ярко представлен на современном рынке. Некоторые известны уже на протяжении столетий, другие появились лишь с развитием техники. Но каждый из этих приемов неповторим:
- чернение добавляет эффект потемневшей старины,
- гальваническое покрытие золотом облагораживает,
- для создания уникальных украшений хорошо зарекомендовало себя родиевое покрытие серебра,
- несколько особняком стоят популярные методы оксидирования, которые позволяют в буквальном смысле окрасить металл в желаемый оттенок.
Заманчиво звучит, не так ли? И стоимость украшений, обработанных любым из этих способов, не так уж повышается. Зато появляются новые преимущества, которые стоят более близкого знакомства.
Ювелирное чернение – всегда в тренде
Не каждый может похвастаться фамильными украшениями из потемневшего серебра, которые передавались из поколения в поколение. Но теперь это не просто свидетельство старины украшения, а стильный способ выразить акценты и прикоснуться к высокой моде. Чернение серебра производится в промышленных масштабах, создавая потрясающий эффект и особый шарм современных коллекций.
- В классических рецептах чернения использовалась смесь свинца, серы, меди и серебра. Ювелирные изделия, покрытые таким веществом, обжигались и обрабатывались. Поскольку некоторые компоненты такого способа токсичны, сейчас применяют инновационные методы.
- При механическом способе чернение наносят смесью окиси железа, графита, скипидара. Химический путь предполагает использование иных составов, которые на поверхности украшения подвергают воздействию высокой температуры.
- Украшения с чернением могут содержать сюрпризы. Дело в том, что этот метод обработки не только способен искусственно состарить, а и скрыть дефекты ювелирного изделия. Не всегда критично, но все же стоит иметь в виду.
- Серебро под воздействием факторов окружающей среды подвергается чернению само по себе. Такое покрытие можно убрать подручными средствами.
- Золото тоже можно чернить, только без использования серы. Например, создавая эффект вставок, не применяя вспомогательных материалов. Такое украшение более устойчиво и долговечно.
- Чернение превосходит качествами более простой и дешевый путь обработки – оксидирование.
Украшения с чернением могут носить и женщины, и мужчины. Этнические модели, крестики и подвески, символы популярных субкультур не обходятся без такой полезной обработки.
Чернение в домашних условиях
А что делать тем, кто хотел бы применить такую обработку дома, своими руками? Существуют способы, как сделать чернение, для их выполнения совсем не нужно создавать целую химическую лабораторию. Но о правилах безопасности и элементарной осторожности ни в коем случае нельзя забывать!
Если украшение имеет сложный, рифленый узор, эффект чернения на нем создаст обыкновенный йод. Его наносят ватной палочкой, а потом оставляют изделие на подоконнике на просушку.
Еще один народный метод предлагает просто сварить вкрутую яйцо и запастись герметичным контейнером. Украшение перед процедурой очищают антисептиком, очищенное яйцо разрезают пополам. Оба предмета помещаются внутрь контейнера, только ювелирное изделие скотчем и нитками крепится к внутренней стороне крышки. Дальше предстоит наблюдать, когда проявится чернение, но в общем не более часа.
Для третьего домашнего способа нужна серная мазь из аптеки, фен и зубная паста с мягкой щеткой. Мазь наносится на участки украшения, которые нужно затемнить. Потом их прогревают теплым воздухом из фена. А в конце бережно очищают зубной пастой.
Родирование изделий – почти, как новая жизнь
А вот этот способ покрытия воистину аристократичен. Родий – металл платиновой группы и стоит дороже золота. Зато свойства у него просто потрясающие, убедиться в этом можно, узнав, что означает родирование:
- метод применяется для серебра 925 пробы и украшений из белого золота 585 и 750 пробы,
- родирование бывает белое и черное, первое придает блеск платины, второе подчеркивает рельефность украшения,
- родирование серебра защищает металл от случайных царапин и повреждений,
- можно покрыть лишь дужки и застежки сережек, устранив вероятность возникновения аллергии,
- при полном покрытии используются стеклянные ванны, концентрат родия, разведенный дистиллированной водой и пластина со сплавом титана и платины,
- родирование золота иногда проводится для отдельных участков украшения с использованием специальных инструментов.
В виду большой стоимости редкого металла, родированный слой очень тонкий. Этого достаточно для выполнения защитных функций и эстетического совершенства готового ювелирного изделия. Но если часто носить такие украшения, то через несколько лет появится необходимость поновить родиевое покрытие. Сделать это можно только в мастерской, но услуга достаточно распространена и доступна.
Позолоченные украшения тоже получают шанс
Это именно тот вариант покрытия, который объединяет популярность и качество. Чаще всего изготовляется именно серебро с позолотой, защищенное от спонтанного потемнения и прочих повреждений. А главное – украшение окажется значительно дешевле. И с первого взгляда об истинной сути металла никто не догадается.
- При золочении серебра применяется золото самой высокой пробы – 999. Оно обладает необходимыми пластическими свойствами и придаст узнаваемый блеск. Для лучшего закрепления используется слой палладия и специальное защитное покрытие.
- За границей существует практика особой маркировки позолоты. Гальваническое покрытие отмечается символами GP 24K, а метод наполнения золотом имеет пробу, соответствующую использованным материалам. Это может быть золото любого цвета сплава, потому что оно наносится не гальваническим способом, а раскатывается на нагретой подложке. Такой слой золота толще и прослужит дольше.
- В отечественных украшениях отмечается проба металла основы, а не покрытия. Украинские производители используют символику трезубца или лист каштана.
- Техника золочения слоем менее 2 микрон ненадежна и свидетельствует о низком качестве ювелирного изделия.
- Поскольку золото не настолько прочно, как родий, то покрытие может быть повреждено при небрежном использовании украшений.
Покрытие серебра золотом – удобный и выгодный способ облагородить украшение. Проверенный продавец всегда оглашает всю информацию об обработанном изделии, но что делать, если сомнения остались? Как отличить позолоту от золота в магазине или дома?
Конечно, можно обратиться к профессиональным ювелирам или оценщикам в ломбарде. Серебро 925 пробы с позолотой как правило не вызовет лишних вопросов, это уже распространенная позиция на рынке. Некоторые выводы можно сделать самостоятельно после внимательного осмотра:
- царапины возле застежки или пробы должны сразу насторожить – возможно, эта часть украшения отличается от основной,
- гальваническое покрытие можно повредить острым предметом,
- как быстро стирается позолота с серебра – чем качественней покрытие, тем медленнее,
- спирт или нитрат серебра на влажном металле выкажут истинную природу металла под покрытием,
- и, конечно же, можно предложить провести проверку самому продавцу, если ему нечего скрывать, то будут проведены все необходимые процедуры.
Поскольку золото в чистом виде не поступает в свободную продажу, поновить такое покрытие можно только в ювелирной мастерской. Но при аккуратном обращении позолоченные изделия можно носить долго и с удовольствием.
Оксидирование изделий в ювелирном искусстве
Визуальный эффект такого покрытия напоминает чернение, но используется для серебра, стали, алюминия. По своей сути оксидирование – технология простая и безопасная, призванная повысить износостойкость украшений.
Общие принципы такие же, как для других методов ювелирного покрытия. Электрохимическое оксидирование длится не более 5 минут, использует серную кислоту, ацетон и сернистый натрий. Химическое оксидирование – более доступный способ при участии серного реактива и высокой температуры.
Таким путем на металле образуется оксидная пленка. Это не другое вещество, а именно продукты химической реакции самого материала украшения. Потому это покрытие очень устойчиво к факторам окружающей среды. Ключевые нюансы интересны по-своему:
- оксидирование позволяет получить серый, синий, фиолетовый или черный цвет серебра,
- существует два варианта процедуры – холодное оксидирование и термическое оксидирование,
- для оксидирования наиболее часто используется химический реактив под названием серная печенка,
- золото можно оксидировать только тогда, когда у него очень низкая проба, менее 585; в реакцию вступает медь, присутствующая в сплаве,
- поскольку оксидирование образует пленку непосредственно с самого металла, немножко изменившего структуру, то остается безопасным для здоровья.
Можно попробовать оксидировать украшения самостоятельно, но это довольно хлопотный процесс. Реактив изготавливается из карбоната калия и серы, которые можно купить в специализированных хозяйственных магазинах. Рекомендуемое соотношение ингредиентов 2 к 1. Их смешивают и прогревают, полученный сплав ломают на кусочки.
После растворения в горячей воде реактива можно обработать украшение. Не более получаса с соблюдением всех правил техники безопасности. К изделию нельзя касаться голыми руками, лучше использовать деревянную лопатку. По окончанию процедуры промыть горячей и холодной водой.
Как почистить покрытие ювелирных изделий?
Стоит помнить, что любое ювелирное покрытие защищает чувствительный металл. Промывка в растворах соды, кислоты, нашатырного спирта или хуже того кипячение могут повредить внешнюю оболочку. Потому, чтобы не оказаться в ситуации, когда уже пора думать, как восстановить позолоту или чернение серебра в домашних реалиях, стоит позаботиться об украшениях заранее.
- Изделия с покрытием необходимо хранить в отдельных шкатулочках, мешочках.
- Избегать их контакта с бытовой химией, косметикой, соленой водой, перепадами влажности и прямыми солнечными лучами.
- Чернение отлично очищается при помощи обычного ластика для стирания карандаша. Также можно на 20 мин поместить такие украшения в слабый солевой раствор.
- Почистить серебро с позолотой в домашних условиях поможет ватный диск, смоченный в спирте.
- Раствор с жидким мылом – наиболее щадящий способ для любых изделий. Время от времени стоит полировать их мягкой салфеткой. Этот метод подходит для родирования и оксидирования серебра.
И все же – если покрытие в силу каких-то причин повредилось, потускнело или расшаталась оправа вставок и механизм застежек, лучше обратиться к ювелирам. У их арсенале: профессиональное оборудование для очистки, ремонта и обновления любого варианта ювелирного покрытия. А ведь можно пойти еще дальше – и изменить облик полюбившегося украшения новым способом обработки.